Аккумуляторы электромобилей имеют ряд ограничений: ограниченный запас хода (зависит от модели, ёмкости и условий), очень долгое время зарядки (часы дома и дольше на публичных станциях, чем заправка ДВС), а также недостаточная распространённость зарядной инфраструктуры в ЮАР по сравнению с АЗС. Производительность батарей неизбежно снижается со временем и использованием, сокращая максимальный пробег (например, до 500 км) и скорость зарядки, а также делая их уязвимыми к экстремальным температурам, что требует дорогих систем терморегуляции. Высокая стоимость (в ЮАР: 100 000–400 000 рандов / 5 630–22 523 долларов против ~3500 рандов / 197 долларов за АКБ бензинового авто) остаётся сдерживающим фактором, несмотря на тенденцию к удешевлению. Наконец, значительный вес (в среднем 454 кг) и объём (100–200 литров) аккумуляторного блока создают проблемы, особенно для малолитражных автомобилей.
Вместо многочасовых остановок для зарядки в дальних поездках, водителям достаточно подъехать к станции замены и получить новую батарею — это быстро и удобно, особенно для курьерских мотоциклов, грузовиков, автобусов или такси, работающих круглосуточно. (Такие станции должны хранить батареи разных типов и сроков эксплуатации, чтобы обеспечить замену на аналогичные по возрасту и качеству.) Замена АКБ также бережёт батареи электромобилей, избегая быстрой зарядки, которая вызывает перегрев и износ; вместо этого батареи медленно заряжаются на централизованных площадках, что продлевает их срок службы. Хотя в Африке (Кения, Уганда, Руанда, Нигерия, ЮАР) такие станции уже есть — в основном для электроскутеров — их больше в Китае, США и на Тайване. Ключевое преимущество системы — стимуляция рынка: она даёт покупателям электромобилей уверенность в доступности «заправки».
Станции замены аккумуляторов должны работать на энергии ветра и солнца, чтобы владельцы экологичных электромобилей не заряжали их электричеством от угольных ТЭС, которые генерируют свыше 74% электроэнергии ЮАР. Исследование показало, что станцию средней мощности (заменяющую 50–200 АКБ в день) может обеспечить гибридная ВИЭ-система из 64 ветрогенераторов и 402 солнечных фотоэлектрических панелей. Создание такой системы стоит чуть меньше 2 млн рандов (112 000 долларов США), что в рамках данного кейс-стади покрывает полные жизненные затраты за 20–25 лет: капитальные вложения, монтаж, эксплуатацию, обслуживание и замену оборудования (для станций других размеров стоимость будет иной). Инвестиции окупятся примерно за 5,5 лет благодаря прогнозируемой экономии энергии и доходу от 50–200 замен в день, а после этого срока система начнёт приносить прибыль за счёт снижения затрат на электроэнергию, платы пользователей и продажи излишков в сеть. Технико-экономический анализ подтверждает: гибридные ветро-солнечные станции замены АКБ с накопителями энергии полностью реализуемы.
Создание станций замены АКБ для электромобилей критически важно с точки зрения раннего планирования и развития инфраструктуры. Хотя распространение электромобилей в Нигерии, Кении и ЮАР всё ещё набирает обороты, пример Южной Африки показателен: крупные курьерские и грузовые компании уже начали перевод автопарков на электротягу. При этом высокая концентрация маршрутных такси и автобусов в южноафриканских городах — ключевой источник загрязнения воздуха в плотно населённых районах; их возможный переход на электромобили потребует развитой сети станций замены батарей для бесперебойной работы. Запуск таких проектов сейчас позволит ЮАР синхронизировать развитие транспортной экосистемы с национальными энергетическими целями — без преждевременного завышения инвестиций, но с готовностью к рыночному росту.
Необходимо реализовать демонстрационный проект (64 ветрогенератора и 402 солнечные панели), тестируя его в различных погодных условиях для оценки работы гибридной системы хранения энергии на базе ВИЭ. Параллельно правительству следует прогнозировать будущие затраты на компоненты накопителей, их срок службы и потенциальные тарифы, чтобы дать инвесторам чёткие ориентиры. Для повышения точности модели требуются передовые методы прогнозирования (машинное обучение, временные ряды) спроса и выработки ВИЭ. Также необходимо разработать политику стимулирования (налоговые льготы, субсидии, углеродные кредиты) для снижения затрат бизнеса на создание станций замены АКБ и ввести нормативы, поощряющие использование гибридной ветро-солнечной генерации на зарядных станциях для электромобилей. При этом развёртывание системы замены АКБ должно быть поэтапным, начиная с районов с наибольшей концентрацией электромобилей.
При использовании информации с нашего сайта, пожалуйста,
сделайте на него ссылку.